Слуга Божий о.Йосиф є зразковим і як душпастир. Вража
ючою
є його знання з парохією, а також організація ним пасторальної праці
в Підберізцях. У статті про с.Підберізці у
часописі „Мета“ у 1933 р. о. Осташевський розповідає про участь парохіян в організаціях що діяли в
селі — Братство Найсв. Тайн і Апостольство молитви; читальня „Просвіти“,
при якій діють мистецька, освітня, господарська та жіноча секції; кружок „Рідна
Школа“; „Луг“; ремісниче товариство „Зоря“; споживча кооператив „Єдність“;
„Добробут“; кружок „Сільського господаря“ та „Союз Українок“. Таку рясну
діяльність підберізчан редакція „Мети“ завдячує доброму парохові й активному
громадянину о.Осташевському.
З приходом радянських війсь розпочалася особиста Голгота о. Йосифа адже крок за кроком влада почала контролювати а згодом обмежувати діяльність духовенства. Працював викладачем ЛБА о. Йосиф до квітня 1945 р., коли радянські війська арештували о. ректора Й. Сліпого і визначних душпастирів Галичини в рамках репресивної праці по ліквідації УГКЦ органами НКВД по плану Г. Карпова.
18 березня
У рамках протоколів допиту його кримінальної справи П – 31472 з ДАЛО дізнаємось що йому інкримінували приготування антирадянських тез на Архиєпархіальних соборах у Львові. Отець мусів звернути увагу слідчого що участь він у Соборах приймав, як декан з уряду, але текст постанов напрацьовували Синодальні комісії а їх виконання мало обовязковий характер для усіх душпастирів: "Да, действительно как декан я соборы что проводились в резиденции Юра митрополита Шептицкого, по четвергам каждой недели посещал, но редко. И участие в совместных посланиях и воззваниях к верующим – я не принимал. Это делали Комисии что были при Соборе. Они на своих заседаниях готовили материалы которые проходили через Шептицкого. А потом эти материалы Шептицкий докладывал на Соборе, где они принимались и утверждались. Членом комиссии я никогда не был. Все воззвания, послания к верующим и духовенству, выработанные и принятые Собором Львовской епархии, помещались в журнале «Архиепархиальные ведомости» с которым я был хорошо знаком и всегда был в курсе работы Собора. Каждое послание, воззвание указание консистории и митрополита ШептицкогоАндрея
священники а также деканы, в том числе и я обязаны были выполнять, какой бы характер они не носили".Допити о. Йосифа Осташевського тривали з квітня по липень 1946 р. слідчі випитували усе про його зв'язки зокрема йому інкримінували зв'язок з Василіянами і вимагали розповісти кого він приймав у парохії про що він знаючи що ця інформація нікому не пошкодить розповів на допиті 29 червня: "В 1936 г. ко мне в с. Подберезцы приезжал монах священник Ордена Василиан (Юліан) Манько. Он жыл у меня в доме три дня. И за эти три дня ежедневно два раза читал в церкви проповеди-реколекции. Это было перед Пасхой. Одновременно же был исповедовал верующих. В 1942 г. за период немецкой оккупации ко мне в дом проездом ыз г. Золочева заезджал священник монах Золочевского монастыря Шуплат".
У липні 1946 слідчі випитували його про участь в Католицькій Акції мирянській організації вірних про що він розповів що вірні мають повне право на участь в будь яких законних організаціях визнаних державою: "Католическая Акция была организация по инициативе Пия ХІ, она была международной организация. Украинский Католический Союз организован митрополитом Униатской Церкви последняя не являлась международной, а была только распостранена на територии Львовской епархии. Необходимость создания вишеназваных организаций вызывались тем обстоятельством что к 30-м годам идеи коммунизма, а вместе с тем антисемистические идеи стали все глубже проникать в европейские государства и следовательно шатать устои католической веры. В г. Львов президентом Католической Акции являлся доктор Дзерович, по специальности врач. Украинским Католическим Союзом в г. Львов руководил Модест Каратницкий, по специальности юрист. Католическая Акция с первых дней организации стала издавать ежемесячный журнал Католическая Акция, кто был редактором этого журнала я не знаю. УКС выпускал газеты под названием «Мета», и «Христос наша сила», последняя предназначалась для народа, а первая главным образом для интелигенции. Редактором «Меты» был Петр Козицкий, а «Христос наша сила» Годунько Йосиф".
Для допитів і пошуку в чому отця Йосифа звинуватити влада залучала також вірян як от Заруму Степана якого звинувачували у діяльності як ОУНівця, але й ого свідчення не дали слідчим підстави для звинувачень. Але є переконливим свідченням його вірності Католицькій Церкві: "Осташевский мне лично сказал: «Я тридцать лет своему укр. Народу проповедываю униатское вероисповедание, а сегодня меня заставляют проповедывать православную веру – этого я делать никогда не буду. Умру тем кем я родился». В отношении воспитания молодежи в нац. Духе со стороны священника Осташевского мне ничего неизвесно, за исключением того что при церкви селя Подберезцы есть организация под названием «Церковное братство» эта организация существует давно и ее задачи мне кажется чисто религиозные в год несколько раз их собирает священник, проводит с ними сборы, но по чисто религ. Вопросам, поэтому я не думаю и также не знаю, чтобы Осташевский использовал «Духовное братство» в целях а/совецких и воспитывал молодежь в националистическом духе. Антисоветских молебнов со стороны священика Осташевского, я также не знаю".
Однак все ж таки НКВДсти звинуватили о. Йосифа у антирадянщині і засудили на позбавлення волі. Оскільки він уже був старшою людиною а здоровя його підірвало увазнення помер він у тюрмі м. Харків 2 жовтня 1948 р. але його ісповідь віри стійкість і людяність о. Йосифа залишається у серцях вірних які пам'ятали про його стійкість у вірі.
Детальніше про о. Йосифа у розділі - Життєписи Слуг Божих.
о. Полікарп Марцелюк, ЧСВВ
Немає коментарів:
Дописати коментар